1. Функции корня
1. Как и всякий орган, корень растения выполняет несколько важных функций. Прежде всего он удерживает растение в почве. Трудно в сильный ветер удержать в руках зонтик. В сотни раз большие усилия должны выдерживать корни, чтобы дерево в бурю не свалилось.2. Его вторая важная роль — это всасывание и передача в побег воды с растворенными минеральными веществами. Корни всасывают и передают в побег необходимую для жизни растения воду и минеральные соли. У некоторых растений скорость движения воды в древесине достигает десятков метров в час.
3.Часто корень служит хранилищем запасов.
4. Иногда корень может служить для размножения. У некоторых растений, например у тополей, серой ольхи от корней могут отрастать побеги. Такой способ размножения помогает им быстро захватывать территорию.
2. Виды корней
- Корень, развивающийся из зародышевого корешка семени, называется главным.
- От главного корня отходят боковые корни, способные к ветвлению.
- Корни могут формироваться также на надземных частях растений — стеблях или листьях; такие корни называются придаточными.
Совокупность всех корней растения составляет корневую систему.
3. Типы корневых систем
Различают два основных типа корневых систем:
- стержневую, имеющую хорошо развитый главный корень, который длиннее и толще других;
- мочковатую, в которой главный корень отсутствует или не выделяется среди многочисленных придаточных корней.
Стержневая корневая система характерна главным образомдля двудольных растений, мочковатая — для большинства однодольных.
4. Зоны корня
Зона корня | Рабочая ткань | Особенности участка корня и его клеток | Функции |
Корневой чехлик | Покровная ткань | Живые клетки, которые постоянно обновляются. Клетки выделяют слизь, она покрывает поверхность молодого корня. |
|
Зона деления | Образовательая ткань — меристема | Клетки зоны деления тонкостенные и заполнены цитоплазмой, вакуоли отсутствуют. Зону деления можно отличить на живом корешке по желтоватой окраске, длина её около 1 мм. | Обеспечивает рост корня. Туника — дает начало корневому чехлику, ризодерме. Корпус: средний слой – периблема — дают начало первичной коре, внутренний слой – плерома – образуют стелу. Закладываются элементы первичной флоэмы. |
Зона роста | Образовательная ткань | Клетки
зоны роста уже не делятся, но способны растягиваться в продольном
направлении, проталкивая корневое окончание вглубь почвы. Клетки вытягиваются за счет увеличения вакуоли. | Обеспечивает рост корня растяжением. В пределах зоны роста происходит разделение клеток на ткани.Закладываются элементы первичной ксилемы. |
Зона всасывания (зона корневых волосков) | Покровная ткань | Длина
зоны от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. В отличие от
зоны роста участки этой зоны уже не смещаются относительно частиц почвы. Корневые волоски — это выросты клеток поверхностной ткани поглощающей зоны корня растения.Они содержат слой протоплазмы, ядро, крупную вакуоль; их тонкие, легко проницаемые для воды, оболочки плотно склеиваются с комочками почвы. Корневые волоски выделяют в почву различные вещества. Длина варьируется у разных видов растений от 0,06 до 10 мм. С увеличением влажности почвы образование замедляется; не образуются они и в очень сухой почве. По прошествии определённого времени корневой волосок отмирает. Продолжительность его жизни не превышает 10-20 дней | Участвует в поглощении воды и минеральных веществ. Основную массу воды и питательных веществ молодые корни всасывают с помощью корневых волосков. |
Зона проведения | Проводящая ткань | В состав проводящих тканей этой зоны корня входят:
| Проведение поглощенных веществ в надземную часть |
А.Для тренировки знания типов корневых систем предлагаю перейти по ссылке тут и выполнить задание.
Б. Чтобы запомнить названия видов корней , потренируйтесь здесь.
А теперь можно приступать к тестам!
1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.
5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но
и на листьях некоторых растений.
6. У пшеницы корневая система мочковатая.
2. Закончите предложения.
1. Через корень растение получает из почвы … и ….
2. Если главный корень не развивается или не отличается
от многочисленных других корней, то корневая система называется….
3. Все корни растения составляют его ….
4. На главном корне и придаточных корнях развиваются …
корни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий