приветствие

Образовательный блог учителя биологии Ирины Анатольевны Ивановой для учеников 5 - 7-х классов МБОУ "Гимназия №32" города Кургана.

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. Леонардо да Винчи

Источник:

вторник, 15 сентября 2015 г.

Бактерии

Великий врач Древней Эллады Гиппократ подружился с Демокритом. Демокрит рассказывал Гиппократу об атомах, а Гиппократ Демокриту – о людских болезнях. Почему бы, подумал Гиппократ, не быть атомом болезней? Они бы переносились от больных людей к здоровым, подобно тому, как атомы влаги могут отрываться от моря. Точно также и здоровый человек заболевает находясь рядом с больным. (Не забывайте, что ни Демокрит, ни Гиппократ ничего не знали о клетке, о микроорганизмах, т.к. микроскоп еще не был изобретен. Все это было их предположением)
Нужно было обладать большой фантазией, чтобы предположить существование целого мира не доступного нашему глазу.
В наше время, любому шестикласснику под силу рассказать о строение бактериальной клетки.
 Великая честь показать роль бактерий в заболеваниях выпала Роберту Коху (1843-1910). В то время Кох был молодым, увлеченным, мечтательным человеком, лишь недавно получившим диплом врача. Ему приходилось заниматься практикой в самых разных местах Германской империи. Как-то раз, в один из дней рождения своего супруга, фрау Кох подарила ему микроскоп и тотчас же буквально лишилась своего мужа. Новая “игрушка” вскоре была освоена. Роберт Кох стал изучать все, что попадало ему под руку. Он рассматривал все подряд, пока на глаза ему не попалась капля крови овцы, погибшей от сибирской язвы. В поле зрения ученого лежали многочисленные палочки, в которых Кох заподозрил микробов. Р.Кох хотел экспериментировать, но для опытов покупать овец у него не было возможности (молодой врач с трудом обеспечивал свою семью). Тогда Кох решил купить, самых обычных домашних мышей. По городу поползли слухи, что молодой доктор совсем сошел с ума. В течение всей своей жизни Кох изучил много болезней, открыл их возбудителей и пути распространения. В том числе он открыл возбудителя туберкулеза (“палочку Коха”).
Но каково же значение бактерий?
Роль их в природе и жизни человека огромна. Бактерии, обитая практически во всех средах, часто определяют различные процессы, происходящие в природе. Вспомните, какие организмы появились на Земле раньше других? Конечно, первыми обитателями Земли были бактерии. Первые бактерии возникли на земле более 3 миллиардов лет назад.
Благодаря воздействию бактерий внешний облик и химический состав оболочек Земли изменился, и благодаря этому стало возможно появление других форм жизни (например, растений). Благодаря бактериям стала развиваться живая оболочка Земли – биосфера. Бактерии, вышедшие на сушу раньше растений, участвовали в почвообразовании и создали условия для выхода растений на сушу.
Велика роль бактерий и теперь.
1. Почвенные бактерии – бактерии гниения.
Они перерабатывают мертвое органическое вещество.
- Как вы думаете, что произошло бы не земле без участия этих бактерий? (Дети отвечают)
- Поверхность земли покрылась бы толстым слоем останков погибших организмов. Круговорот веществ в природе обеспечивают именно эти бактерии. Разлагают мертвые останки до минеральных солей, которые усваиваются растениями.
2. Азотфиксирующие бактерии.
Поселяются на корнях бобовых культур (гороха, люцерны) и усваивают азот из воздуха, тем самым обогащают почву этим элементом, необходимым для роста растений.
3. Молочнокислые - используют для приготовления сметаны, кефира, ряженки, сыра, квашеной капусты, а также для производства силоса.
4. Кишечная палочка – спутник человека. Обитает в кишечнике, помогает расщеплять молочный сахар и вырабатывать витамины.
5. Болезнетворные бактерии – являются возбудителями многих заболеваний таких как: туберкулез, чума, дизентерия, столбняк.
6. Любуясь голубыми язычками пламени на вашей газовой плите, вспомните о мельчайших тружениках, которые сделали для вас природный газ. Это метанобактерии, они перерабатывают донные остатки, в результате чего образуется болотный газ – метан, который мы используем в быту.
7. Биотехнология, генная инженерия – отрасль современной биологии, где без бактерий тоже не обойтись. Встраивая нужные гены в ядерное вещество бактерий, ученые заставляют производить их инсулин – препарат, применяемый при лечении сахарного диабета.
 Дополнительно!
А теперь проверим себя, выполнив это задание, его можно записать у себя в тетради:


Выберите номера с правильными суждениями.
1.Бактерии – одноклеточные растения.

2. Бактерии встречаются всюду.

3. многие бактерии благодаря наличию жгутиков подвижны.

4. Все бактерии имеют форму палочек.

5. У бактерий отсутствует ядро.

6. Большинство видов бактерий питаются готовыми органическими веществами.

7. Все бактерии – паразиты растений, животных, грибов, человека.

8. Бактерии имеют плотную оболочку.

9. Бактерии могут жить только во влажной среде.

10. Солнечный свет благоприятен для жизни бактерий.

11. Все бактерии при неблагоприятных условия образуют споры.

12. Все бактерии не могут жить без доступа кислорода.

13. Капусту можно квасить благодаря жизнедеятельности молочнокислых растений.

14. Молочнокислые бактерии создают среду, неблагоприятную для жизни гнилостных бактерий.

15. Природе и хозяйственной деятельности человека гнилостные бактерии носят только вред.

16. Сахар, поваренная соль, уксус угнетают деятельность гнилостных бактерий.

17. Без бактерий в природе не происходило бы размножение растительных и животных остатков и превращение их в не органические вещества.

18. Некоторые виды бактерий используются для наполнения в почве солей азота.

19. При благоприятных условиях деление бактерий происходит каждые сутки.

20. Туберкулез у человека и животных – бактериальное заболевание.

21. Бактерии – это первые живые организмы, появившиеся на Земле.

22. Гнойничковые заболевания кожи вызываются бактериями.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...