приветствие

Образовательный блог учителя биологии Ирины Анатольевны Ивановой для учеников 5 - 7-х классов МБОУ "Гимназия №32" города Кургана.

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. Леонардо да Винчи

Источник:

вторник, 10 ноября 2015 г.

Строение и функции корня

1. Функции корня

1. Как и всякий орган, корень растения выполняет несколько важных функций. Прежде всего он удерживает растение в почве. Трудно в сильный ветер удержать в руках зонтик. В сотни раз большие усилия должны выдерживать корни, чтобы дерево в бурю не свалилось.
 2. Его вторая важная роль — это всасывание и передача в побег воды с растворенными минеральными веществами. Корни всасывают и передают в побег необходимую для жизни растения воду и минеральные соли. У некоторых растений скорость движения воды в древесине достигает десятков метров в час.
 3.Часто корень служит хранилищем запасов.
4. Иногда корень может служить для размножения. У некоторых растений, например у тополей,  серой ольхи от корней могут отрастать  побеги. Такой способ размножения помогает им быстро захватывать территорию.


2. Виды корней

  • Корень, развивающийся из зародышевого корешка семени, называется главным.
  • От главного корня отходят боковые корни, способные к ветвлению.
  • Корни могут формироваться также на надземных частях растений — стеблях или листьях; такие корни называются придаточными.
Совокупность всех корней растения составляет корневую систему.
3. Типы корневых систем
Различают два основных типа корневых систем:
  • стержневую, имеющую хорошо развитый главный корень, который длиннее и толще других;
  • мочковатую, в которой главный корень отсутствует или не выделяется среди многочисленных придаточных корней.
Стержневая корневая система характерна главным образомдля двудольных растений, мочковатаядля большинства однодольных.

4. Зоны корня

Зона корня Рабочая ткань Особенности участка корня и его клеток Функции
Корневой чехлик Покровная ткань Живые клетки, которые постоянно обновляются. Клетки выделяют слизь, она покрывает поверхность молодого корня.
  • Защищает зону деления,
  • облегчает продвижение корня в почве,
  • обеспечивает ориентацию корня в пространстве.
Зона деления Образовательая ткань — меристема Клетки зоны деления тонкостенные и заполнены цитоплазмой, вакуоли отсутствуют. Зону деления можно отличить на живом корешке по желтоватой окраске, длина её около 1 мм. Обеспечивает рост корня.

Туника — дает начало корневому чехлику, ризодерме. Корпус: средний слой – периблема — дают начало первичной коре, внутренний слой – плерома – образуют стелу. Закладываются элементы первичной флоэмы.
Зона роста Образовательная ткань Клетки зоны роста уже не делятся, но способны растягиваться в продольном направлении, проталкивая корневое окончание вглубь почвы.
Клетки вытягиваются за счет увеличения вакуоли.
 
Обеспечивает рост корня растяжением.
В пределах зоны роста происходит разделение клеток на ткани.Закладываются элементы первичной ксилемы.
Зона всасывания
(зона корневых волосков)
Покровная ткань Длина зоны от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. В отличие от зоны роста участки этой зоны уже не смещаются относительно частиц почвы.
Корневые волоски — это выросты клеток поверхностной ткани поглощающей зоны корня растения.Они содержат слой протоплазмы, ядро, крупную вакуоль; их тонкие, легко проницаемые для воды, оболочки плотно склеиваются с комочками почвы.
Корневые волоски выделяют в почву различные вещества.
Длина варьируется у разных видов растений от 0,06 до 10 мм.
С увеличением влажности почвы образование замедляется; не образуются они и в очень сухой почве.
По прошествии определённого времени корневой волосок отмирает. Продолжительность его жизни не превышает 10-20 дней
Участвует в поглощении воды и минеральных веществ.
Основную массу воды и питательных веществ молодые корни всасывают с помощью корневых волосков.
Зона проведения Проводящая ткань В состав проводящих тканей этой зоны корня входят:
  • сосуды — по ним вода с минеральными веществами поступает в стебель и листья;
  • клетки, по которым в корень поступают органические вещества, образовавшиеся в листьях и стеблях.
Проведение поглощенных веществ в надземную часть
 Задания:
А.Для тренировки знания типов корневых систем предлагаю перейти по ссылке тут и выполнить задание. 
Б. Чтобы запомнить названия видов корней , потренируйтесь здесь.
А теперь можно приступать к тестам!
1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1.     У одуванчика корневая система стержневая.
2.     Главный корень развивается из корешка зародыша.
3.     У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
4.     Всё, что у растения находится в почве, - это корни.
5.     Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.
6.     У пшеницы корневая система мочковатая.
2. Закончите предложения.
1.     Через корень растение получает из почвы … и ….
2.     Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….
3.     Все корни растения составляют его ….
4.     На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...