приветствие

Образовательный блог учителя биологии Ирины Анатольевны Ивановой для учеников 5 - 7-х классов МБОУ "Гимназия №32" города Кургана.

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. Леонардо да Винчи

Источник:

понедельник, 12 сентября 2016 г.

Методы исследования в биологии - 5 класс

Люди с древнейших времён изучали окружающую их природу, используя различные методы (от греческого «методос» — способ познания, путь). К основным методам относятся наблюдение, эксперимент (опыт) и измерения.
Наблюдение — восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств. В ходе наблюдения объекта или явления человек лишь фиксирует результаты, не вмешиваясь в сам процесс. Например, наблюдения за сезонными периодическими явлениями в жизни растений и животных, которые изучает фенология (от греческих слов «файно» - являю и «логос» - наука).
Автор Гаяне Григорян
Методом наблюдений пользуются учёные  самых разных специальностей. Наблюдение — восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств.
Наблюдая, человек давно заметил:
  • чем Солнце выше на небосводе, тем день длиннее, ночь короче, на дворе теплее;
  • если больше света и тепла – лучше растут растения;
  • ветер с запада приносит дожди, северный ветер приносит похолодание, а южный – зной и засуху.
Последовательность действий при наблюдении
  • Постановка цели – что следует узнать о наблюдаемом объекте или процессах жизнедеятельности, явлении природы.
  • Ход работы – основные этапы наблюдения.
  • Оформление хода и результатов наблюдения: зарисовка объекта и его частей, описание процесса или явления, ответы на поставленные вопросы.
  • Формулировка выводов: умозаключение на основе цели о строении объектов, сущности наблюдаемых процессов. 
     Наблюдений в природе не всегда бывает достаточно. Чтобы лучше изучить многие явления, исследователи проводят эксперименты (опыты).
Эксперимент — наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект или явление. Например, мы можем поставить эксперимент, который позволит выяснить, какие условия необходимы для прорастания семян разных растений.
Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть проверены и подтверждены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого они могут считаться научными фактами.
Научный факт – тот факт, который можно воспроизвести и повторить.
Измерение – метод изучения природы, определяющий какую-либо величину тела или вещества. При проведении наблюдений и экспериментов всегда проводятся измерения. Каждый из вас неоднократно измерял длину и ширину тел, время, температуру, расстояние, скорость движения и т. д. Именно анализ и сравнение измерений, полученных при проведении наблюдений и экспериментов, позволяют выявить определённые закономерности .
С другими методами биологических исследований вы познакомитесь в старших классах.

 Домашнее задание.
ОБЯЗАТЕЛЬНО! Прочитать п.2 учебника. В рабочей тетради заполнить таблицу №9. Записывайте в таблицу свои наблюдения изменений в осенней природе, погоду.

Творческое задание по желанию: составьте гербарий из листьев растений "Осенняя палитра", собрав в него листья разных цветов.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...