приветствие

Образовательный блог учителя биологии Ирины Анатольевны Ивановой для учеников 5 - 7-х классов МБОУ "Гимназия №32" города Кургана.

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. Леонардо да Винчи

Источник:

воскресенье, 28 февраля 2016 г.

Фотосинтез


Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает?
Было совершенно ясно, что растение не может жить без почвы. Поэтому сначала предполагали, что именно из почвы растение получает все необходимое. Богатая фантазия помогала представить на кончиках корней маленькие ротики, которые поедают почвенные частицы.
В XVII веке голландский врач Ян Баптист ван Гельмонт доказал, что почва для растения не самое главное. Но допустил ошибку.

 О роли фотосинтеза более ста лет назад писал К.А. Тимирязев: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.
 Фотосинтез – процесс образования в зеленых клетках растения органических веществ (углеводов) из неорганических за счет энергии света.

  1. Свет проникает в лист через прозрачную кожицу.
  2. Хлорофилл находится в хлоропластах, которые расположены наилучшим образом для улавливания света.
  3. С помощью устьиц в лист поступает углекислый газ и выделяется кислород.
  4. Внутри растения газы перемещаются по межклетникам.
  5. Вода поступает в растение из почвы с помощью корня, перемещается к листьям по сосудам стебля

Углекислый газ + вода Солнечный свет Органическое вещество (сахар - крахмал) + кислород
—>
Хлорофилл
Значение фотосинтеза:
  1. В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.
  2. Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.
  3. Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой
  4. Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли

 Задание:
Голландский ученый ван Гельмонт сделал интересный опыт (см. рисунок). Он взял высушенную землю и наполнил ею кадку. Масса земли была 80 кг. Ученый посадил в кадку ветку ивы массой 2кг. Растение поливали чистой дождевой или дистиллированной водой, лишенной минеральных солей. Через 5 лет деревце выросло большим, массой 60 кг. Масса земли составляла 79 кг. 943 г. Масса дерева увеличилась на 58 кг, а масса земли уменьшилась на 57 г.
Вопросы и задания:                                                                                                 
1.      Объясните, за счет чего растение увеличилось в размерах и массе.
2.      Какую ошибку допустил ван Гельмонт при постановке опыта?
3.      Уменьшение веса почвы ученый посчитал ошибкой эксперимента. Так ли это на самом деле? (Вспомните материал прошлого урока)
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...